Украшения из камня

Традиционный женский головной убор на Руси - кокошник. Надевали его на большие праздники, на венчание.
Кокошники, я полагаю, видели все и о форме его нет смысла много рассуждать. Украшался он жемчугом, перламутром. От кокошника длинными нитями спадали рясны. Эти украшения достигали 20-25 см. в длину и спадали на грудь. Верхняя часть имела форму полумесяца, впрочем, иногда эта форма превращалась в рыбку. Эта деталь повторялась в декоративных деталях и подвесках, которыми оканчивались рясны.

Основные декоративные дополнения одежды также - ожерелья (в частности, жемчужные - жемчуг, речной, был характерен для Русских деревенских украшений, но на Урале, резумеется, часто использовались и различные каменные поделки. А вот кораллы на Урале едва ли употреблились, равно как и не встречающийся там янтарь.)

В XVI - XVII веках на Руси наконец стали носить серьги не на лентах, вплетённых в волосы, а вдетыми в мочку уха. Причина - облегчение их веса.

Браслеты стали использоваться куда реже, чем раньше. Ими перестали закреплять рукава, сейчас браслет - цельный обруч или цепочка.
Появились так называемые зарукавья - несколько рядов цепочек с драгоценными камнями. Впрочем, этот вид украшения был в ходу среди русских боярынь и цариц допетровской эпохи.

Перстни получили большое распространение. Несколько примитивные и грубоватые, они украшались изображениями зверей, птиц, крестов. Позднее появились и каменные вставки.

Обретали популярность пряжки для поясов, разумеется, у мужчин. Они стали украшаться чеканными изображениями.

Одним из самых важных элементов украшения одежды были пуговицы. Ини исполнилясь из различных металлов во всевозможных техниках, включая, скань зернь, черь, чеканку, украшались жемчугом, стеклом и камнями. Зачастую стоимость пуговиц превышала стоимость одежды.

С приходом к власти Петра I в России появилось такое понятие, как мода.

Серьги обрели новый облик - если раньше это были две палочки с нанизанными на них камнями на крючке для закрепления серьги в ухе, то сейчас основу серьги составил квадратик, где в центр помещён крупный камень либо стекло, в окружении более мелких. снизу были 3-5 подвесок с жемчугом, камнями или стёклами. Появились серьги из пуговиц, интересные тем, что были объёмны.

Как и прежде, в ювелирном искусстве были очень популярны языческие мотивы.

Наконец в России научились гранить камни. Специально Пётр выписал из Германии, Франции и Голландии ювелиров и соответствующее оборудование. Русские мастера быстро переняли у заграничных ювелиров опыт.
Огранка дала русскому камню новую жизнь. Наступила эпоха расцвета ювелирного дела.
Для 40-50 годов XVIII века характерно особое внимание к цветовому решению ювелирных украшений.
Наконец стало уделяться больше внимания камню, до конца "раскрытому", а металл превратился в простую оправу для камня.

В XIX веке в высшем свете появился интерес ко всему "народному". В моду входит жемчуг, раньше украшавший лишь простолюдинов.
Появились камеи - рельефные изображения на камне, - и мозаика.