Антураж

Каменный пояс издавна привлекал к себе внимание разных народов.

Раньше других на Урал проникли новгородцы, завязав торговые отношения с коренными обитателями края - удмуртами, пермяками, манси, хантами, а позднее - с татарами и башкирами. Позднее Урал привлек внимание московских князей, и в середине XVI века окончательно присоединился к территории России.

Первые сведения о полезных ископаемых Каменного пояса рудах и камнях-самоцветах относятся к 30-м годам XVII в. Возникновение крупной по тому времени горнозаводской промышленности относится к самому концу XVII-началу XVIII в.в.

На момент игры горная промышленность насчитывает около 150 лет и находится на подъеме, что привлекает людей из разных областей России, которые, в свою очередь, приглашают иностранных специалистов, преимущественно немцев.

Так как наша игра не является исторической реконструкцией, на игре не будет отражен реально существовавший этнический и социальный состав населения.

Основываясь на сказах П.П. Бажова, население Урала к моменту игры можно условно поделить на следующие социальные и профессиональные группы, которые различались между собой укладом жизни и костюмом:

·                    дворяне (барский дом, приезжие из Петербурга);

·                    купечество;

·                    крестьяне, заводские рабочие, мастера (свободные и крепостные);

·                    приказчики;

·                    инженеры (преимущественно немцы);

·                    сталевары (башкиры);

·                    гастарбайтеры (бедные башкиры);

·                    община староверов.

Основная функция костюма на игре – указание на принадлежность персонажа к той или иной социальной группе.

 

1.      Дворяне.

 

В одежде и образе жизни по возможности ориентировались на столичный образец, однако петербургская мода до Урала доходила с пятилетним опозданием. Исключение составляют персонажи, недавно прибывшие из Петербурга, в котором на момент игры в моде были для мужчин – английский и французский фраки, для женщин – платья, сочетающие в себе сдержанность только что вошедшего в европейскую моду классицизма с пышностью рококо.

 

Для уклада жизни уральского дворянина характерно сочетание местных традиций со столичными нововведениями – например, на обеденный стол мог быть подан пирог с капустой и пирожные бланманже. Наряду с традиционными напитками широко употреблялся кофе.

Усадьба представляет собой большой дом с многочисленными комнатами (столовая, гостиная, музыкальный салон, кабинеты, спальни и др.), обставленный с претензией на роскошь. К усадьбе прилегают хозяйственные постройки и помещения для слуг и дворовых. Часто усадьба окружалась фруктовым садом с цветниками.

 

2.      Купечество.

 

Богатство костюма зависело от достатка купца. В купеческом костюме сочетались элементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.

 

Купцы жили в крупных городах, и в Полевую приезжали исключительно по делам, так что своего дома у них не было.

 

3.      Крестьяне, заводские рабочие, мастера.

 

Отдавали предпочтение простой, удобной для работы одежде. Национальный русский костюм не сильно менялся на протяжении веков и к концу XVIII века все так же представлял собой для мужчин: рубаху с неширокими штанами; для женщин: сарафан либо поневу с рубахой. Для замужней женщины обязательным являлся платок либо головной убор, а незамужние девушки заплетали волосы в косу и повязывали голову цветной лентой.

Качество ткани и количество украшений зависели от достатка и социального положения – свободные люди одевались чуть богаче, нежели крепостные.

 

Образ жизни крестьян, заводских рабочих и мастеров практически не различался. Исключением являлось наличие у мастеров личных мастерских и орудий труда.

Дом состоял из общей жилой комнаты, сеней, погреба (голбца). К дому прилегал хлев и небольшой огород.

 

 

4.      Приказчики.

 

Приказчики были людьми среднего достатка, но при этом стремились походить на дворянство, а потому их костюм представлял собой нечто среднее между бедным дворянским костюмом и богатой крестьянской одеждой. Также барин мог отдать приказчику одежду «с плеча» за особые заслуги.

Отдельно стоят приказчики-немцы, которые одевались в соответствии с модой, распространенной в Германии, возможно с некоторым отставанием.

 

5.      Инженеры.

 

Инженеры, приехавшие из Германии, продолжали одеваться по моде, принятой на родине. На моду Германии налагала свой отпечаток практичная одежда поместных дворян - сюртук для верховой езды (редингот) с прямоугольным вырезом и широкими обшлагами, удобные замшевые штаны, высокие сапоги с желтыми отворотами; к этому добавлялось влияние военной униформы и, не в последнюю очередь, наряда приезжавших из Северной Америки пуритан и квакеров: их свободно падающие волосы и широкополые шляпы не могли оставаться незамеченными.

 

6.      Башкиры (сталевары и гастарбайтеры).

 

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из овчины.

Основу женского костюма составляло туникообразное платье. Под платьем носили шаровары тюркского покроя - ыштан. На платье надевался легкий темный халат, украшенный монетами и вышивкой.

В башкирском костюме обязательным являлся головной убор, как для мужчин, так и для женщин.

Богатство наряда и количество украшений зависели от достатка.

Башкиры – кочевой народ, потому на месте стоянки ставили шатры из шкур животных, внутри которых размещался очаг для обогрева и приготовления пищи.

 

7.      Староверы

 

Староверы предпочитали придерживаться традиционной русской одежды и обычаев, однако, если монахи с тщанием соблюдали эти правила, то старообрядцы, работающие на заводах, могли одеваться и в новомодные платья, что, впрочем, осуждалось общиной.

Структура общины-собора характеризуется относительным постоянством. Во главе общины стоит её руководитель, который отличается от других членов общины уровнем грамотности и "благочестия". Вокруг наставника (руководителя) группируется члены общины, отличающиеся твердостью в исполнении и следованию догматам. Экономической базой общины является общинная касса ("казна") и молитвенный дом с его оборудованием. Кроме того, общее имущество может быть распределено между членами общины. Рядовые члены общины находятся под духовным влиянием наставников, которые всеми возможными способами поддерживают в своих подопечных твердость веры.

Старообрядческий быт определялся прежде всего природными условиями и традициями территории, так что быт уральских староверов практически не отличался от быта заводских рабочих. Однако нельзя отрицать влияния на быт установок общины и канонов вероучения. Оба эти направления в самых различных сочетаниях приходили в каждую семью старообрядца и диктовали ему устройство своего жилища, порядок и способ ведения хозяйства, воспитания и обучения детей, занятие ремеслом и взаимоотношения в семье.

 

 

 

Уважаемые игроки, мастерская группа хотела бы видеть вас в костюмах, соответствующих социальному статусу вашего персонажа и колориту моделируемой эпохи. Ткани для изготовления костюмов могут быть как натуральными, так и синтетическими, по внешнему виду похожими на натуральные.

Мастерская группа не предъявляет жестких требований к обуви персонажей – если у вас нет возможности сделать ее согласно моде XVIII века или национальным традициям, это может быть любая нейтральная обувь

Также мастерская группа хотела бы видеть на игре не условно очерченные

веревочками "избы", "поместья" и прочие строения, а соответствующие реальности.

Нет, вас никто не заставляет строить избу в натуральную величину из бревен и

всего прилагающегося ;) Есть альтернативный вариант - стены строений делать из

ткани (недорогой подкладочной), желательно непрозрачной и цветом соответствующей

цвету бревен. Оградку можно сделать из той же самой ткани или - при желании - из

сухих прутьев. Двери в таком случае могут представлять из себя натянутую на

каркас из проволоки или прутьев ткань, либо же это может быть дверь-занавеска с

утяжелителями по низу.

Желательно, чтобы каждая семья имела свой собственный костер - "кухню", "печь".

Также в доме имеет смысл делать лавки (бревна) и стол. Палатки можно ставить как

в пределах огороженного тканью пространства, так и за ним.